Управление, в том числе и социальное, осуществляется с тех пор, как возникло человеческое общество и вне этого человеческое общество невозможно.
Однако как утверждает Г.П. Щедровицкий управление не сразу стало предметом специального, тем более научного, изучения - организаторы, руководители и управляющие накапливали свой опыт работы индивидуально. Изучать содержание управленческой деятельности начинают лишь в 60-х годах прошлого века, поскольку деятельность организаторов, руководителей и управляющих принимает массовый характер. Начинается профессионализация управленческих видов деятельности и они становятся предметом специального изучения.
Изучение управленческой деятельности идет по двум линиям: в рамках менеджмента, ориентированного, прежде всего на человеческую деятельность, и в рамках кибернетики, в которой процесс управления рассматривается не как человеческое целевое действие, а как система саморегулирования или «система с обратной связью».
Основателем кибернетики считается Н. Винер, который 1948 году написал книгу «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине». Она и положила начало кибернетике как научному направлению. В кибернетике обсуждается и анализируется не деятельность управления, а именно процессы, считается, что эти процессы существуют сами по себе, безотносительно к человеческой деятельности. В этом представлении об управленческой деятельности не был учтен вопрос о целеобразовании, субъект постановки цели не присутствует ни по форме, ни по содержанию, предполагается, что цель уже задана и что ее достижение и есть тот комплекс задач, которые нужно решить.
Теория менеджмента с самого начала была направлена на деятельность менеджеров - руководителей, организаторов, управляющих. Поэтому все исследования носили с самого начала деятельностный характер. Методологи и теоретики менеджмента постоянно ставят вопрос: как правильно действовать, что должен делать менеджер для того, чтобы достигать своих целей, делать работу своего предприятия эффективной. Результатом такого анализа должны быть правила эффективной работы, правила эффективной организации, эффективного управления.
Как утверждает Г.П. Щедровицкий, на рубеже 19 и 20 веков был остро поставлен вопрос о профессионализме: можно ли руководить и управлять предприятием, не владея технологиями той отрасли, в которой действует предприятие.
В первом подходе полагается, что организаторы, руководители и управляющие – это точно такая же профессия как агрономы, врачи и т.д., что надо целенаправленно готовить к оргуправленческой деятельности и давать такие знания, которые безразличны к особенностям той или иной отрасли.
Согласно второму подходу: человек, чтобы руководить, прежде всего должен быть профессионалом в определенной отрасли, а уж руководителем он становится в силу личного таланта.
Информация о ообразовании:
Методологические проблемы определения качества образования
В последние годы очень много говорят и пишут о качестве образования — как среднего, так и высшего — в самых различных аспектах; разрабатываются различные модели и технологии оценки качества подготовки специалистов. Однако в научных исследованиях по этой тематике наблюдается не только отсутствие еди ...
Технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе
“В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие “технология”, пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось ...
Особенности эстетического восприятия мира в младшем школьном возрасте
В этом параграфе предметом рассмотрения станут те возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует учитывать при развитии его эстетического восприятия.В наше время проблема эстетического восприятия, развития личности, формирования, ее эстетической культуры одна из важней ...