воспроизведение эмоциональных состояний с помощью наглядных пособий, фотографий, демонстрации логопеда;
дифференциация мимики сначала противоположных эмоций, а затем – сходных.
При борьбе с саливацией нужно укреплять мышцы нижней челюсти (челюсть вперед, назад, в стороны; пережевывание и откусывание с открытым и закрытым ртом твердой пищи (например, жевательная резинка). Проводится гимнастика для мышц глоточного кольца (кашель, позевывание, полоскание горла водой, имитация глотательного рефлекса, отпивание маленьких порций жидкости, глотание с запрокинутой головой).
Ребенку нужно всегда напоминать, чтобы он сглатывал слюну!
Работа над правильным дыханием является необходимой для воспитания правильной звучной речи. Известно, что у детей очень короткий, неэкономный выдох, расходующийся через рот и носовые ходы. Для формирования правильной ротовой воздушной струи, необходимой для речевого дыхания, используются следующие упражнения:
вдох и выдох носом;
вдох и выдох ртом;
вдох ртом – выдох носом;
вдох носом – выдох ртом (если выдох совершается через рот и нос одновременно, нужно зажать нос пальцами).
Постепенно нужно добиться того, чтобы ребенок производил свободный, плавный, удлиненный выдох через рот. Воспитанию активного выдоха способствуют также следующие упражнения: дутье на ватку, на полоску бумаги, на бумажные игрушки и т.п. Перечислим некоторые из них:
дуть на специально изготовленную из тонкой, нарезанной полосками бумаги «занавеску»;
дуть на «флажок», изготовленный сначала из очень тонкой цветной бумаги, а затем – из более плотной;
дуть на бабочки, вертушки, цветы;
дуть на пластмассовые игрушки, плавающие в воде;
надувать резиновые игрушки и шарики;
играть на губных инструментах.
Работа над голосом начинается после артикуляционной гимнастики и массажа, расслабления шейной мускулатуры, специальных упражнений по выполнению движений головой во все стороны с одновременным произнесением гласных звуков: и-э-о-у-а-ы.
По мере проявления согласных звуков вводят слоговые упражнения. Отрабатывают длительное и короткое звучание, повышение и понижение голоса. Большая роль в развитии голоса принадлежит музыкальным занятиям.
Обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Затем исследуют звуки в словах и предложениях.
Проверяются следующие группы звуков:
гласные: А, О, У, И, Ы;
свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ;
сонорные: Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ;
глухие и звонкие парные П – Б, Т – Д, К – Г, Ф – В – в твердом и мягком звучании: П' – Б', Т' – Д', К' – Г', Ф' – В';
мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т.е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ (также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ).
Используют задания, состоящие в многократном повторении одного звука, т.к. при этом создаются условия, облегчающие артикуляторное переключение с одного звука не другой. Это дает возможность обнаружить трудности деннервации артикуляционного акта.
Полезным для логопедического анализа является и повторение вразбивку двух звуков или слогов, предполагающее четкое артикуляционное переключение (например, кап – пак). Сначала предъявляются звуки, резко отличающиеся друг от друга артикуляцией, затем – более близкие. При этом отмечаются случаи, когда детям не удается моторное переключение с одного звука на другой и они вместо повторения начального звука второй пары персеверируют предыдущий.
Затем логопед выясняет, как ребенок пользуется звуками в речи. При проверке обращается внимание на замены, искажения, пропуски, отсутствие звуков. С этой целью обследуют произношение слов. Предъявляются наборы картинок, включающие слова из проверяемых звуков; отбираются слова различной слоговой структуры.
Проверяется также умение произносить слоги с множественным стечением согласных: скла, взма, здра и т.п.
Чтобы обследовать умение ребенка произносить слова различной слоговой сложности, ему предъявляют предметные картинки, которым он дает наименование; затем эти же наименования предлагаются для отраженного произношения.
Следует проверить умение произносить звуки в предложениях, состоящих из правильно произносимых звуков и из дефектных
Информация о ообразовании:
Задачи ознакомления дошкольников с изобразительным искусством
Проследим, как от группы к группе усложняется содержание педагогической работы с детьми по приобщению их к искусству. Программные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду можно условно разделить на четыре группы. Первая г ...
Программа социально-педагогического сопровождения адаптации детей к
условиям детского сада
Программа социально-педагогического сопровождения адаптации дошкольников рассчитана на детей младшего дошкольного возраста. Существует несколько направлений в организации оптимального режима адаптации ребенка к детскому саду. Базовое и наиболее эффективное направление, по нашему мнению, складываетс ...
Японские сады камней и их художественное своеобразие
Японский сад камней — это одно из самых загадочных для европейцев явлений. При всей необычности японского садово-паркового искусства сад из камней — еще более фантастическое зрелище. Пожалуй, ни в одной мировой культуре не возникло ничего подобного. Такие сады еще называют «сухими» или «философским ...