Для очень многих учеников школа не имеет большого значения. Это справедливо не только для отстающих и слабоуспевающих, но и для тех, кто учится хорошо. Учащимся предлагается некоторая работа просто потому, что она составляет часть программы. От них требуют выполнить предыдущее задание, дабы они могли справиться с последующим. Очень редко ученики получают право делать на уроке то, что они хотят. В I в. н. э. римский педагог Квинти-лиан выдвинул так называемую «теорию интереса». Он предложил, чтобы в школе заранее планировалась только часть работы, дабы ученики могли изучать вещи, которые их больше всего интересуют. Он писал об индивидуальных особенностях учащихся и предлагал педагогу глубже познать своих учеников, выявить та что они сами хотели бы знать. Спустя столетия та же мысль была повторена Жан Жаком Руссо. Он выдвинул в качестве первейшей обязанности педагога необходимость познавать своих учеников, поскольку, сказал он, «вы наверняка их не знаете».
Знание приходит не из тщательно подготовленных лекций или специальных пособий, составленных квалифицированными педагогами, а из встречи учителя и ученика, окрашенной взаимным интересом и любовью- Если учитель находит время, чтобы выслушать ученика, происходят удивительные вещи. Возникают и получают развитие полные значимости взаимоотношения, у ученика пробуждается желание учиться. Учеба перестает быть тяжелой и нудной работой — она превращается в радость.
Только факты
Для многих старшеклассников понятия «учиться» и «учиться в школе» не только различны, но даже противоположны. Вот как выглядели ответы некоторых учеников 11-го класса преуспевающей подмосковной школы на вопрос: «Какую пользу приносит тебе посещение школы?».
Никакой. Может быть, потом свои знания я смогу применить где-нибудь, но сейчас вся учеба мне кажется бесполезной.
Посещение школы мне не приносит пользу, на уроках я мало чего усваиваю полезного. Польза — общение с классом, с народом.
Наверное, какую-то пользу и приносит, но я ее не замечаю.
Великую радость общения и отдых от родителей.
Школа не дает мне замкнуться в узком кругу моих занятий, но я с такой же охотой и не посещал бы ее.
Очень мало — только по литературе, а так — только вред.
Данные социологических исследований, проведенных в разных регионах России, показывают, что в целом учатся «с большим желанием» в среднем около 15% юношей и девушек. Около 70% опрошенных отмечают, что «учеба вызывает некоторый интерес». Парадокс состоит в том, что хотя большинство изучает школьные науки без особого энтузиазма, оно, это большинство, тем не менее нацелено на поступление в вуз, где опять придется штудировать науки. Действительно, около 70% молодежи в 11-м классе однозначно намерены пойти в вуз, а около 15% свои ориентации меняют (вероятно) из-за нереальных возможностей поступления в вуз. Это те школьники, которые относятся к учебе «безразлично» или которым она в тягость. Именно этот поток молодежи ориентирован на поступление в училища и колледжи. Таким образом, школа сбрасывает свой «патологический груз» чаще всего в СПТУ, обрекая их на профессиональную подготовку молодежи, которая к усвоению знаний, в том числе профессиональных, абсолютно не тяготеет. В связи с этим возникает вопрос: а те, кто поступает в вузы, так ли уж готовы к усвоению знаний?
Информация о ообразовании:
Цели и задачи логопедической практики
логопедический документация кабинет ребенок Цель практики: овладение системой специальных педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять дифференциальную диагностику речевых нарушений, планировать и проводить коррекционную логопедическую работу в условиях логопедического пункта. ...
Сущность процесса обучения в целом
Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. Это также и «процессдеятел ...
Метод игры в развитии устной речи на уроках английского языка в средней
школе
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно с ...