Функции эмоционального компонента

Эмоциональный компонент как неотъемле­мая часть дошкольного образования в единстве рассмотренных двух составляющих (собствен­но-эмоционального и опосредованно-эмоцио­нального развития) выполняет ряд важнейших функций - интегративную, индивидуализирую­щую, коммуникативную, социализирующую, развивающую. Рассмотрим их подробнее.

•Интегративная функция. Влияя на дру­гие компоненты образования через насыще­ние их эмоционально-опосредованным содер­жанием, через действие закона «эмоциональ­ной регуляции деятельности», создание аффективно насыщенного фона, эмоциональный компонент придает цело­стность педагогическому процессу. Кроме того, в нем аккумулируются основные результаты других направлений развития личности, нахо­дя выражение в «образе мира ребенка», системе отношений к окружающему, особенностях мотивации поведения и др.

•Индивидуализирующая функция. Эмо­циональные проявления, как внешние, так и внутренние, в отличие от стандартизированных программных знаний, способов действий, всегда индивидуальны. Принимая и поддерживая самобытный рисунок эмоциональных реакций, своеобразных оттенков переживаний процесса познания, педагог создает благоприятные возможности для того, чтобы ребенок смог проявить свою индивидуальность. Основное условие осознания собственной индивидуальности - называние, принятие и поддержка взрослым эмоциональных прояв­лений ребенка.

•Коммуникативная функция. Суть ее реа­лизации - обогащение культуры общения де­тей посредством подключения эмоций. В доречевой период жизни, как известно, эмоции - основное средство общения. Мимикой, голосовыми реакциями и другими экспрессивными действиями малыши сигнализируют о состоянии своего здоровья, привлекают близких к «разговору». По мере расширения эмоциональных переживаний, учит согласовывать эмоциональный тон общения с его смыслом, реагировать на эмоции собеседника, находить адекватные средства поддержки диалога.

Эмоции придают общению выразитель­ность, искренность, влияют на выбор партне­ра, служат регулятором складывающихся от­ношений между детьми и взрослыми. Потому и привносят в детскую жизнь удивительное со­четание разнообразных оттенков.

•Социализирующая функция. Закладывая у детей основы эмоциональной культуры, педагог тем самым добивается значительных продвижений на уровне социальной компетентности, социальной адаптированности. Так, сопереживание, являясь первым компо­нентом эмпатийного процесса, одновременно может рассматриваться и как проявление идентификации - одного из механизмов социализации личности. Понимая смысл раз­личных эмоциональных состояний, владея экспрессивными средствами самовыражения, ребенок тем самым сможет выбрать социаль­но-ценные способы поведения, самоутвердиться в обществе, станет восприимчивым, чувствительным к другим.

•Развивающая функция. Влияя на другие сферы личности, эмоциональный компонент способствует развитию ребенка в целом. Впер­вые к проблеме «взаимосвязь эмоций с други­ми сторонами психики» обратился Л.С. Выготский. Именно он сумел показать единство «аф­фекта и интеллекта», связь эмоций с волей. В более поздних работах (Л.И. Божович, А.В. За­порожец, Я.З. Неверович) обосновывается связь эмоциональной и сенсорной сфер, эмоций и мотивов и др.


Информация о ообразовании:

Характеристика воспитательной работы в подразделении
Личность человека, как правило, очень сложна. Почти каждый из нас испытывает противоречие между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворить. Появляющееся при этом «рассогласование» побуждает активно пополнять свои знания, расширять и приобретать опыт, усваивать нормы и правил ...

Основные направления и технология педагогической деятельности
Направление первое. Создание ситуации успеха в учебной деятельности. Наиболее эффективным видом ситуации успеха можно считать ситуацию типа «Радость познания». Разумеется, она имеет место и у младших школьников, но наиболее эффективна у подростков и старших школьников. В психологии принято выделять ...

Социальная помощь и защита прав ребенка
Одной из главных задач социальной помощи ребенку является устройство его дальнейшей судьбы с учетом всей совокупности обстоятельств в каждом конкретном случае. Основные группы детей: 1.Дети-сироты, у которых умерли родители; 2.Дети, родители которых лишены родительских прав; 3.Дети, временно лишивш ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru