Логопедический массаж нормализует мышечный тонус, ослабляет гиперкинезы, нормализует речевое дыхание. Выбор приемов логопедического массажа проводится дифференцированно, в зависимости от состояния и тонуса речевой мускулатуры (В.А. Ковшиков, И.В. Блыскина).
При гипертонусе, спастичности мускулатуры проводится расслабляющий массаж поверхностными, поглаживающими движениями кончиков пальцев в медленном темпе. Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начинается с общего мышечного расслабления, расслабления шейной, грудной мускулатуры, мускулатуры рук. Затем осуществляется расслабляющий массаж лицевой и губной мускулатуры, расслабление мышц языка.
При выраженной вялости мускулатуры артикулярного аппарата используется укрепляющий массаж, тонизирующий оральную мускулатуру: поглаживание, растирание, глубокое разминание, вибрация. Массаж начинается с легкого поглаживания по направлению от средней линии лица к ушам. При гипотонусе последовательность воздействия, на массируемые области следующая: мышцы лица, губ, языка и при необходимости — слизистых оболочек рта и мышц верхнего ключевого пояса.
При дизартрии наряду с сегментарным ручным массажем может быть использован и пальцевой точечный массаж (для ослабления гиперкинезов — перекрестный точечный массаж К.А. Семеновой). У детей с тяжелой степенью дизартрии работу над речевой моторикой начинают с использования непроизвольных движений: зевание, жевание, глотание, покашливание (Г.В. Чиркина, М.В. Ипполитова). Непроизвольные движения закрепляются вследствие многократного повторения, в результате ребенок может производить их самостоятельно по речевой инструкции (затем эти упражнения используются для отработки необходимых артикуляционных движений).
Работа над развитием подвижности языка у детей с тяжелыми нарушениями артикуляции начинается с непроизвольного рефлекторного уровня:
1. Для сокращения языка нужно положить кусочек сладкого на кончик языка или дотронуться до кончика языка шпателем;
2. Для выработки движений языка в сторону положить кусочек сахара между щекой и зубами;
3. Для выдвижения языка вперед к губам ребенка протягивают конфету или нижнюю губу намазывают вареньем.
Стимуляция мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений путем раздражения корня языка шпателем. Закрепление осуществляется произвольным покашливанием.
Для активизации движений мягкого нёба обучают произвольному глотанию: логопед из пипетки капает на корневую часть языка капли воды, стимулируя кашлеподобные движения, зевания.
Пассивной гимнастикой называется такая ее форма, когда ребенок производит движение только при помощи механического воздействия — под нажимом руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя. Гимнастика сопровождается обязательным зрительным контролем. Движения производятся плавно, медленно, с постепенным увеличением нагрузки. Когда пассивные движения становятся более свободными, механическая помощь сокращается: происходит переход к пассивно-активным упражнениям. Затем, если ребенок может самостоятельно удерживать необходимые положения губ, языка, произвольно менять их, переходят к активной гимнастике (Г.В. Чиркина).
Упражнения для нижней челюсти:
1. С механической помощью: движения нижней челюсти вправо — влево, вверх — вниз (логопед держит ребенка за под бородок). Все движения выполняются перед зеркалом;
2. Открывание рта через рефлекторное зевание. Облегченный прием — открыть рот в положении слегка запрокинутой головы; закрыть — в положении наклона головы;
3. Активные движения: открывание и закрывание рта, щелканье зубами, удержание рта открытым под счет.
Упражнения для губ:
1. Удержание губами различных предметов (например, пластмассовых трубочек) с постепенным уменьшением диаметра предмета;
2. Вытягивание губ «хоботком» — растягивание губ при сжатых челюстях (сначала с механической помощью);
3. Вытягивание губ — растягивание в улыбку при раскрытых челюстях;
4. Вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толка ет верхнюю губу);
5. Втягивание губ внутрь рта с плотным прижатием к губам;
6. Прикусывание нижней губы верхними губами;
7. Вытягивание верхней губы за нижнюю;
8. Вращательные движения губ, вытянутых «хоботком».
Упражнения для языка:
1. Движения языка вперед — назад производят захватыванием кончика языка через стерильную салфетку;
2. Прикусывание кончика языка;
3. Движения языка вправо — влево (выполнять сначала с механической помощью);
4. Поднятие языка за верхние зубы (язык продвигается меж ду губами, ребенок причмокивает губами и языком, губы ото двигаются логопедом, язык шпателем отодвигается внутрь — получается прищелкивание языка у альвеол верхних зубов);
5. Присасывания языка к нёбу, которые вырабатываются сначала при закрытом рте. Затем логопед опускает нижнюю челюсть ребенка.
Информация о ообразовании:
Как написать реферат
Подготовка к реферату: изучение литературы; набросок плана; обоснование актуальности темы; какие источники и методы использованы; развитие идеи (по вопросу) в исторической науки и практике; достижения в этой области и недостатки; предположительные меры по совершенствованию вопроса; описание опыта ( ...
Программа «Умные движения»
физический воспитание дошкольник программа На основе вышесказанного, можно рассмотреть программу «Умные движения», которая имеет целью формирование у дошкольников сознательного отношения к физкультурным занятиям, проводимым в дошкольном учреждении и интереса к самостоятельным занятиям физическими у ...
Получение и изучение свойств соляной кислоты
Изучение свойств соляной кислоты лучше проводить дедуктивно. О составе, свойствах и применении соляной кислоты учащимся многое известно, и поэтому данный урок является, в основном, повторительным и систематизирующим знания, а потому его естественным методом является практическая работа. Рассматрива ...