Логопедический массаж нормализует мышечный тонус, ослабляет гиперкинезы, нормализует речевое дыхание. Выбор приемов логопедического массажа проводится дифференцированно, в зависимости от состояния и тонуса речевой мускулатуры (В.А. Ковшиков, И.В. Блыскина).
При гипертонусе, спастичности мускулатуры проводится расслабляющий массаж поверхностными, поглаживающими движениями кончиков пальцев в медленном темпе. Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начинается с общего мышечного расслабления, расслабления шейной, грудной мускулатуры, мускулатуры рук. Затем осуществляется расслабляющий массаж лицевой и губной мускулатуры, расслабление мышц языка.
При выраженной вялости мускулатуры артикулярного аппарата используется укрепляющий массаж, тонизирующий оральную мускулатуру: поглаживание, растирание, глубокое разминание, вибрация. Массаж начинается с легкого поглаживания по направлению от средней линии лица к ушам. При гипотонусе последовательность воздействия, на массируемые области следующая: мышцы лица, губ, языка и при необходимости — слизистых оболочек рта и мышц верхнего ключевого пояса.
При дизартрии наряду с сегментарным ручным массажем может быть использован и пальцевой точечный массаж (для ослабления гиперкинезов — перекрестный точечный массаж К.А. Семеновой). У детей с тяжелой степенью дизартрии работу над речевой моторикой начинают с использования непроизвольных движений: зевание, жевание, глотание, покашливание (Г.В. Чиркина, М.В. Ипполитова). Непроизвольные движения закрепляются вследствие многократного повторения, в результате ребенок может производить их самостоятельно по речевой инструкции (затем эти упражнения используются для отработки необходимых артикуляционных движений).
Работа над развитием подвижности языка у детей с тяжелыми нарушениями артикуляции начинается с непроизвольного рефлекторного уровня:
1. Для сокращения языка нужно положить кусочек сладкого на кончик языка или дотронуться до кончика языка шпателем;
2. Для выработки движений языка в сторону положить кусочек сахара между щекой и зубами;
3. Для выдвижения языка вперед к губам ребенка протягивают конфету или нижнюю губу намазывают вареньем.
Стимуляция мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений путем раздражения корня языка шпателем. Закрепление осуществляется произвольным покашливанием.
Для активизации движений мягкого нёба обучают произвольному глотанию: логопед из пипетки капает на корневую часть языка капли воды, стимулируя кашлеподобные движения, зевания.
Пассивной гимнастикой называется такая ее форма, когда ребенок производит движение только при помощи механического воздействия — под нажимом руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя. Гимнастика сопровождается обязательным зрительным контролем. Движения производятся плавно, медленно, с постепенным увеличением нагрузки. Когда пассивные движения становятся более свободными, механическая помощь сокращается: происходит переход к пассивно-активным упражнениям. Затем, если ребенок может самостоятельно удерживать необходимые положения губ, языка, произвольно менять их, переходят к активной гимнастике (Г.В. Чиркина).
Упражнения для нижней челюсти:
1. С механической помощью: движения нижней челюсти вправо — влево, вверх — вниз (логопед держит ребенка за под бородок). Все движения выполняются перед зеркалом;
2. Открывание рта через рефлекторное зевание. Облегченный прием — открыть рот в положении слегка запрокинутой головы; закрыть — в положении наклона головы;
3. Активные движения: открывание и закрывание рта, щелканье зубами, удержание рта открытым под счет.
Упражнения для губ:
1. Удержание губами различных предметов (например, пластмассовых трубочек) с постепенным уменьшением диаметра предмета;
2. Вытягивание губ «хоботком» — растягивание губ при сжатых челюстях (сначала с механической помощью);
3. Вытягивание губ — растягивание в улыбку при раскрытых челюстях;
4. Вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толка ет верхнюю губу);
5. Втягивание губ внутрь рта с плотным прижатием к губам;
6. Прикусывание нижней губы верхними губами;
7. Вытягивание верхней губы за нижнюю;
8. Вращательные движения губ, вытянутых «хоботком».
Упражнения для языка:
1. Движения языка вперед — назад производят захватыванием кончика языка через стерильную салфетку;
2. Прикусывание кончика языка;
3. Движения языка вправо — влево (выполнять сначала с механической помощью);
4. Поднятие языка за верхние зубы (язык продвигается меж ду губами, ребенок причмокивает губами и языком, губы ото двигаются логопедом, язык шпателем отодвигается внутрь — получается прищелкивание языка у альвеол верхних зубов);
5. Присасывания языка к нёбу, которые вырабатываются сначала при закрытом рте. Затем логопед опускает нижнюю челюсть ребенка.
Информация о ообразовании:
Образная память в психолого-педагогической литературе
Проблема памяти – ровесница психологии как науки. С тех пор как у человека, уже прошедшего огромный путь становления, сформировались высшие формы отражения действительности – сознание и самосознание, способность памяти стала для него одной из самых интересных и любимых загадок. Рассматривать образн ...
Развитие познавательного интереса на уроках немецкого языка
В зависимости от уровня развития познавательного интереса, от целей его формирования выбираются средства развития. Первые цели (для учащихся со слабым уровнем развития интереса) направлены на развитие интереса содержанием (материал урока, система уроков). Здесь важно добиться одновременности усвоен ...
Теоретические основы влияния метода проектов на развитие социальной
компетентности школьников
В данной главе представлена попытка анализа теоретических аспектов процесса развития социальной компетентности школьников, выявлены характерные особенности влияния метода проектов на развитие социальной компетентности. Задачами главы являются: Осмысление роли компетентностного подхода в современном ...