Военно-патриотическое и культурное воспитание подростков и военнослужащих

Подробно о педагогике » Военно-патриотическое воспитание подростков » Военно-патриотическое и культурное воспитание подростков и военнослужащих

Страница 3

Личность социальна по своей сущности и происхождению, и ее значимость оценивается критериями общественно-классовых интересов. В то же время личность — это сложный комплекс индивидуально своеобразных психических процессов, свойств и преобладающих состояний. Она имеет свое содержание и структуру.

Под содержанием личности понимают духовный мир человека, его индивидуальное сознание, являющееся своеобразным отражением сознания общественного, социальной и природной среды. Элементами содержания личности являются представления, знания, понятия, взгляды и убеждения.

Содержание личности тесно связано с ее структурой. Структуру образует упорядоченная совокупность основных психических свойств: направленности личности, характера, способностей и темперамента. Эти свойства, присущие всем людям, наделены всегда конкретным содержанием.

Центральную часть духовного мира воина составляет мировоззрение. Это система общественно-политических знаний и убеждении, сознание патриотизма и интернационализма, воинского долга. Важнейшее место в содержании личности принадлежит нравственному и правовому сознанию.

Центральным свойством личности воина является направленность, то есть совокупность наиболее устойчивых жизненных и военно-специальных целей, отношений к существенным сторонам службы и другим социальным ценностям, а также ведущие мотивы деятельности и поведения. Ядром направленности воина являются его идейные убеждения и нравственные принципы, мировоззренческие взгляды на основные военно-политические и социальные проблемы. Направленность личности является обобщенной характеристикой воина с точки зрения того, к чему он стремится, что он ценит в мире и как поэтому воспринимает внешние воздействия. Знание содержания и структуры направленности воина дает представление о преобладающей ориентации его мыслей и стремлений, позволяет верно оценивать и, что очень важно, прогнозировать его поступки и их мотивы.

К направленности личности примыкает характер, под которым понимают способность воина действовать в соответствии со своими взглядами. Он представляет совокупность черт, в которых закрепляется отношение воина к типичным условиям и требованиям службы, а также соответствующие способы реагирования. Характер — это отношения, базирующиеся на идейности, нравственности и культуре личности и проявляющиеся в основных профессиональных привычках и качествах, сформировавшихся в условиях военной службы и необходимых для нее. Особенно ярко вырисовывается характер в сложной обстановке, когда предъявляются повышенные требования, когда воин должен проявить такие качества, как смелость, само отверженность, мужество, стойкость, сознание воинской чести, взаимовыручка и др.

Оценивая характер личности, обращают внимание на отношение воина к службе, своим товарищам и коллективу подразделения, к различного рода материальным и духовным ценностям, а также к самому себе. Трудолюбие, дисциплина, аккуратность, пунктуальность и ряд других профессионально важных черт характеризуют воина как специалиста. Смелость, самоотверженность, бдительность, хладнокровие в боевой обстановке образуют основу военного характера. Коллективизм, доброжелательность, товарищество, готовность к взаимовыручке или же индивидуализм, враждебность, замкнутость — все это черты характера воина как члена коллектива, его непосредственно социальные качества.

Существенное значение имеют черты характера, которые закрепляют отношение человека к миру материальных ценностей, прежде всего к оружию и боевой технике, народному и военному имуществу, а также к ценностям духовного порядка – законам, нормам нравственности, науке, искусству, культуре. Важная сфера характера — отношение воина к самому себе: его самооценка, скромность, гордость, чувство чести и личного достоинства, аккуратность в одежде, забота о внешнем виде и другие качества.

В процессе изучения способностей людей определяются такие показатели, как уровень и возможный темп развития мышления и памяти, наблюдательности и воображения, чувствительность органов зрения, слуха, осязания, приспособленность психофизической организации индивида к осуществлению тонких, ювелирной точности движений.

Существенную сторону личности воина составляет его темперамент – свойство, характеризующееся особенностями протекания психических процессов, деятельности и поведения в целом: подвижность, уравновешенность, активность, возбудимость, степень эмоциональности, импульсивности. Темперамент дополняет облик личности динамическими показателями и является весомым фактором в общей картине поведения. Он тесно связан как с характером воина, так и с его способностями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Информация о ообразовании:

Анализ интервью учителей общей биологии
Чтобы иметь представление, какими критериями оценки пользуются учителя биологии старших классов, мы провели с ними интервью. Предлагалось ответить на несколько вопросов по поводу используемых критериев оценки. Мы выяснили, что они пользуются общими критериями оценки и стандартом по предмету биологи ...

Недостаточное финансирование образования
Наиболее существенными причинами, по которым общество не желает платить за образование своих граждан, на наш взгляд, являются неразвитость гражданского общества, отсутствие привычки платить налоги, пренебрежительное отношение к интеллектуальной собственности. Отметим, что граждане государства, кото ...

Как влияют нарушения зрения на психическое развитие ребенка
Степень выраженности отставания в психическом развитии у слепых и слабовидящих детей зависит от причин, тяжести и времени возникновения нарушений зрения, а также от своевременного начала коррекционной работы. Последствиями слепоты являются: • ограниченность двигательной сферы; • неполнота содержани ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru