Учебный труд ребенка направлен не только на усвоение учащимися научных фактов, понятий, законов и правил, но и на усвоение наиболее рациональных приемов, привычек и методов учебной работы. Сюда относятся умения внимательно слушать и наблюдать, отвечать на вопросы и самому формулировать их, навыки самостоятельной работы с учебником и т.д. Приемы умственной деятельности, методы овладения знаниями и умениями являются важным показателем уровня развития способностей ученика. Организуя дифференцированную работу на этапе закрепления учитель должен ясно представлять:
- закреплению каких навыков и приемов учебной деятельности служит предложенное ученику задание?
- какие приемы умственной деятельности нуждаются в закреплении и как разнообразить задания с этой точки зрения?
- какие ученики нуждаются в помощи учителя и в какой форме предложить эту помощь?
- какие ученики и в каком объеме могут выполнять задания творческого характера?
Решение этих проблем при помощи дифференцированных заданий способствует как закреплению учебного материала, так и умственному развитию учащихся в процессе обучения.
Анализируя результаты эффективности применения в процессе преподавания технологии развивающего обучения, в экспериментальной и контрольной группе был проведен контрольный срез. Контрольный срез проводился после проведения серии развивающих уроков в 1 «А» классе, который был определен как экспериментальная группа, в 1 «Б» классе проводились традиционные уроки.
Контрольный срез был проведен в апреле 2010 года и показал следующие результаты. В 1 «А» классе из 25 учеников оценку «5» получили 9 учащихся, оценку «4» - 11 учащихся, оценку «3» - 5 учащихся. В 1 «Б» классе из 24 учеников оценку «5» получили 8 учащихся, оценку «4» - 10 учащихся, оценку «3» - 5 учащихся, оценку «2» - 1 учащийся. Таким образом, результаты контрольного среза можно представить следующим образом: в 1 «А» классе процент успеваемости составил 100%, процент качества знаний – 80%; в 1 «Б» классе процент успеваемости составил 96%, процент качества знаний – 75%. (Таблица 2)
Таблица 2
Результаты контрольного среза
% успеваемости |
% качества | |
1 «А» |
100 |
80 |
1 «Б» |
96 |
75 |
Для наглядности представим данные контрольного среза на рисунке.
Рис. 2 Данные контрольного среза
На основании полученных результатов можно заключить следующее. В экспериментальной группе произошло повышение процента успеваемости на 8%, что позволило полностью исключить неуспеваемость, процент качества знаний увеличился на 16%, что является положительной динамикой.
При этом в контрольной группе произошло снижение процента успеваемости на 4% (что является нормой, т.к. 4% в количественном выражении соответствует 1 ученику), при этом процент качества знаний увеличился на 4%, что также показывает положительную динамику, но по сравнению с экспериментальной группой является менее значимым результатом. Наглядно данные выводы представлены рисунками 3 и 4.
1 «А» 1 «Б»
Рис.3 Сравнительный анализ результатов нулевого и контрольного срезов (успеваемость).
1 «А» 1 «Б»
Рис.4 Сравнительный анализ результатов нулевого и контрольного срезов (качество знаний).
Таким образом, в 1 «А» классе – экспериментальной группе наблюдается более высокий результат, чем в контрольной группе. Особо следует отметить, что при проведении нулевого среза учащиеся экспериментальной группы показали более низкие результаты.
Таким образом, можно заключить, что применение дифференцированного подхода личностно-ориентированного обучения позволило существенно повысить качество образования по сравнению с традиционной формой преподавания.
В процессе экспериментального исследования были реализованы следующие задачи:
- осуществлен учет показателей успеваемости в процессе обучения;
- раскрыты основные компоненты личностно-ориентированной технологии обучения;
- произведено отслеживание успеваемость учащихся;
- сформулированы основные условия, которым должна отвечать личностно-ориентированная технология обучения при дифференцированном подходе, в целом направленная на обеспечение качества образования.
Информация о ообразовании:
Основные понятия и определения
В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активност ...
Сопровождение развития в образовании
В последнее время в образовании широко распространяется сеть сопровождения развития. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий условия для принятия оптимальных решений в различных жизненных ситуациях. Методологической предпосылкой сопровождения служит концепция свободного выбора как услов ...
Приемы коррекционной работы
Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер. Логопедическая работа состоит из двух частей. Первая часть включает следующие разделы: Нормализация мышечного тонуса. Развитие моторной сферы (общая, мелкая, артикуляционная моторика). Развитие мимики. Борьба с саливацией ...