Проблема содержания и структуры экономического мышления

Подробно о педагогике » Экономическое мышление школьников » Проблема содержания и структуры экономического мышления

Страница 2

Содержательный блок. Правильный подход к преподаванию экономики позволяет обеспечить целостность и преемственность восприятия экономических знаний обучающимися, а также сочетать теоретические формы проведения занятий с практическими: написанием комментариев к экономической статье, решением задач, проведением тренингов, деловых игр, моделированием и участием в работе школьных учебных предприятий. Возраст обучающихся, с которого начинается преподавание экономики, определяется самим образовательным учреждением. Отдельные элементы экономического образования, как показывает практика, могут вводиться с 1 класса. В основной общеобразовательной школе преподавание экономики как отдельного предмета Базисным учебным планом не предусмотрено. Однако при разработке учебных планов, авторских образовательных программ и методических пособий учителя экономики могут ориентироваться на «Временные требования к обязательному минимуму содержания общего образования». В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений России (приказ Минобразования России от 09.02.98 №322) учебная дисциплина «Экономика» включена в минимум содержания образовательных областей и учебных дисциплин «Обществознание», «Технология», «География», реализующих инвариантный компонент содержания образования. Эти уроки дают дополнительную возможность по овладению экономическими знаниями. В ходе исследования предложена сквозная программа непрерывной экономической подготовки в общеобразовательной школе (с 1-го по 11-й класс).

Система экономического образования в современной школе предусматривает три уровня подготовки учащихся, отраженных в уровневом (поэтапном) блоке модели. Первый уровень опосредован реализацией межпредметных связей и позволяет полнее раскрыть взаимосвязь экономики с другими предметами. Второй уровень предусматривает углубленное экономическое образование за счет включения в учебный план школы предмета «Экономика». Третий уровень – это предпрофессиональная экономическая подготовка старшеклассников в области экономики и бизнеса, которая может осуществляться в условиях профильного и дополнительного экономического образования и способствует формированию практических навыков предпринимательства, участию школьников в экономически обоснованной производственной и коммерческой деятельности.

Повышенный спрос на получение экономических знаний вызвал к жизни новые формы организации экономического образования, отраженные в деятельностном блоке модели. Экономическое образование само выступает новой формой социального становления личности, рождённой трансформацией экономической системы общества в условиях перехода к рыночной экономике.

Специфика экономического образования младших школьников связана с их эмоциональной отзывчивостью, любознательностью, преобладанием предметно-действенного типа мышления. На уроках и в игровой деятельности они знакомятся с режимом рациональной и бережной эксплуатации орудий труда, решают задачи экономического содержания, участвуют в дидактических играх, разгадывают ребусы, кроссворды. С ними проводятся простые деловые сюжетно-дидактические игры экономического содержания: «Хороший хозяин», «Товар и его свойства», «Цена и деньги», «Реклама». В основной школе используются такие формы экономического образования, как тренинги, тестирование, решение расчётных и графических задач экономического содержания, проведение практикумов, составление бизнес-планов; ролевые, ситуационные и деловые игры. В их основе – ряд психолого-педагогических принципов: имитационное моделирование трудового процесса и его условий, совместная деятельность; диалоговое общение участников игры, проблемность содержания игры. В ходе такой подготовки ученики основной школы определяют своё место в экономическом пространстве, осознают моральную и правовую ответственность за расточительное отношение к материальным и духовным ценностям. В старших классах школьники знакомятся с профессиями социально-экономической сферы, с предложением и спросом, с конкуренцией на рынке труда. В ходе этого знакомства широко используются математическое моделирование; компьютерные, ситуационные и деловые игры; экономические тренинги, тестирование; пресс-конференции.

К новым формам экономического образования, прежде всего, следует отнести преподавание основ прикладной экономики в учреждениях дополнительного образования, в очных и заочных экономико-математи-ческих школах, школах «Юного предпринимателя», «Юного менеджера» и т.д., использование дистантного обучения, организацию курсов по подготовке в экономические вузы и т.д.

И последний, результативный блок системной модели отражает критерии эффективности экономического образования в школе: овладение экономическим языком; усвоение экономических понятий, специальной экономической терминологии и абстрактных экономических моделей; сформированность экономических умений и навыков; подготовленность учащихся к труду. Именно овладение основами экономических знаний приводит учащихся к осознанию роли образования как ресурса конкурентоспособности на рынке труда. Доказательством этому может служить перечень наиболее «ценных» знаний, умений и навыков, которые получает учащийся в процессе изучения экономики.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Организация и формы самостоятельной работы
Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в вузе заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности. Простейший путь - у ...

Развитие личности
Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути» (С.Л. Рубинштейн), который определяется как история «формирования и развития личности в оп­ределенном обществе, развития человека как современника оп­ределенной эпохи и сверстника определенного поколения». По Б.Г. Ана ...

Исторические аспекты развития социально-педагогической деятельности в Беларуси и России
История развития практики социальной педагогики у славянских народов (белорусов, русских) корнями уходит в глубокую древность. Уже в период родоплеменных отношений существовали традиции сострадательного отношения к больным, немощным, вдовам, детям. С принятием христианства эти традиции получили сво ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru