Изолированность советского государства от «капиталистического мира» в течение 70 лет разрушила научные связи наших ученых с коллегами из многих стран, где социальная педагогика все это время активно развивалась и где в настоящее время накоплен значительный научный потенциал в этой области знаний. Даже сегодня, когда «железный занавес» между Востоком и Западом разрушен, этот иностранный опыт для отечественных ученых остается пока малодоступным. Специальной зарубежной литературы по социальной педагогике у нас практически нет. Если и встречаются единичные переводные издания, то они не могут дать полного, систематичного представления о самой науке. В результате российские ученые вынуждены порою «изобретать велосипед» вместо того, чтобы его совершенствовать.
Поэтому для становления и развития социальной педагогики в России имеет большое значение опыт других стран, анализ тех проблем и трудностей, которые возникали в процессе развития этой области научных знаний и практической деятельности за рубежом, выявление самих истоков-причин возникновения этой науки, ибо известно: отыщи всему начало и многое поймешь. Область базовых знаний и их уровень: основы права, психология (возрастная, девиантного поведения), уровень высокий (теоретический) педагогика, уровень средний (практическое использование знаний).
Профессиональная область: педагогика
Условия работы: в помещении, мобильный режим работы
Доминирующие виды деятельности:
– работа с трудными детьми и подростками;
– постоянный контроль жизни, учебы, быта трудного ребенка, подростка;
– выяснение причины отклоняющегося поведения;
– беседы с классным руководителем;
– беседы с ребенком, подростком;
– поддержание связи с детской комнатой милиции;
– беседы с инспектором по делам несовершеннолетних, совместное решение проблем ребенка с целью разрешения вопроса снятия с учета;
– поддержание связи со школьным психологом (работа с ребенком, подростком на основе психологического обследования);
– работа с родителями;
– выяснение причины создавшейся ситуации;
– консультации родителей;
– организация и проведение мероприятий по воспитанию трудных детей и подростков на окружном и территориальном уровне (трудовые лагеря);
– беседы с ближайшим окружением ребенка, подростка (друзья, родственники, знакомые).
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
– любовь к детям;
– развитые коммуникативные способности (навыки общения с людьми);
– развитые вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно);
– хорошая память;
– психическая и эмоциональная уравновешенность;
– развитые организаторские способности;
– способность к сопереживанию;
– гибкость поведения;
– умение держать дистанцию;
– преподавательские способности;
– высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно).
Личностные качества, интересы и склонности:
– склонность к работе с детьми;
– умение повести за собой;
– высокая степень личной ответственности;
– самоконтроль и уравновешенность;
– терпимость;
– безоценочное отношение к людям;
– интерес и уважение к другому человеку;
– настойчивость;
– коммуникабельность;
– эмпатия;
– активность;
– тактичность;
– требовательность к себе и другим;
– наблюдательность.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
– агрессивность;
– брезгливость;
– эгоистичность;
– отсутствие организаторских способностей;
– отсутствие любви к детям;
– психическая и эмоциональная неуравновешенность;
– неспособность к сопереживанию;
– безответственность;
– ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды).
Гуманистические тенденции, определяющие развитие образования в 80–90-ые гг., повлекли за собой смещение акцентов в профориентационном подходе к профессиональному самоопределению с акта выбора профессии на исследование закономерностей внутренней психологической основы самоопределения, на формирование личностной готовности молодого человека к профессиональному выбору, профессиональному самоопределению как содержательному процессу целостного духовного развития личности. Изучение закономерностей внутренней психологической основы профессионального самоопределения в рамках проблемы профессионального выбора связывается в современной психологии с пониманием данного выбора в контексте жизненного и личностного самоопределения, с познанием молодого человека себя, своего места в мире, анализом своих личностных ресурсов и соотнесением их с требованиями профессии.
Информация о ообразовании:
Понятие познавательный интерес
В изучении возможностей деятельности для становления личности школьника важнейшей проблемой учителя является обеспечение школьнику позиции субъекта деятельности, воспитание у него личностных свойств активности, самостоятельности, которые смогли бы уже в школьные годы содействовать его общественно-а ...
Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы
В конце опытно-экспериментальной работы с детьми 3А класса был проведен второй констатирующий эксперимент. На данном этапе опытно-экспериментальной работы учащимся 3А класса была предложена анкета "ЗОЖ", проводившаяся во время первого констатирующего эксперимента. Основная цель данного эт ...
Понятие образовательного стандарта, его структуры и
функций
Характерная для современной России демократизация общественной жизни стимулировала поиски нового содержания образования и новых форм организации. Открывшаяся небывалая прежде свобода раскрепостили педагогические коллективы для творчества. Появились альтернативные школы, негосударственные образовате ...