Методика ознакомления дошкольников с трудом

Подробно о педагогике » Методика ознакомления дошкольников с трудом

Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, не «ропщут» на трудности, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку. Во время труда, не требующего большой умственной нагрузки, воспитатель включает магнитофон, проигрыватель с любимыми песнями детей или со спокойной красивой мелодией (если дети заняты ручным трудом), или с веселой бодрой музыкой (если идет уборка групповой комнаты перед праздником). Музыка не должна звучать громко. Она должна быть фоном для создания хорошего настроения. К сожалению, воспитатели недооценивают этот важный фактор при организации труда детей.

Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудятся взрослые, особенно родители. Поэтому приглашение родителей для участия в уборке помещения, озеленении участка, изготовлении елочных игрушек и маскарадных костюмов всегда желательно. И совсем необязательно, чтобы всякий раз приходили родители всех детей. Важно, чтобы каждый ребенок знал, что и его мама и папа когда-то будут трудиться вместе с ним.

Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждение результатов труда, вручение наград. Награда за труд может быть моральной, но может быть и материализованной. Например, все, кто очень хорошо трудился, получают значок «Золотые руки», кто по своей инициативе помогал товарищам - значок «Кому помочь?» и т. п. Воспитатель может вместе с детьми придумать и сделать множество подобных наград. Наградой для всех может быть и общее чаепитие. Красиво расставленные и сервированные столы, цветы и вкусные булочки, которые «специально для нас испекла повар Татьяна Михайловна» создадут атмосферу праздника.

Условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовой деятельности, является организация материальной среды и трудового оборудования. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию - к их размеру, материалу, окраске - и к организации труда дошкольников. Следовать требованиям обязательно, так как это является гарантией здоровья детей, а иногда и жизни. С точки зрения нравственного воспитания правильный подбор оборудования также важен. Это обстоятельство способствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд. Оборудования должно хватать для всех детей. Конечно, можно сказать ребенку: «Подожди, сейчас Сережа покопает, а потом отдаст лопату тебе. И ты будешь копать». Но лучше, чтобы воспитатель заранее отбирал нужное количество оборудования, а если его мало, продумывал, чем будут заниматься остальные дети. Неорганизованность расхолаживает детей и снижает интерес к труду. Надо, если это возможно, использовать бытовую технику. Прежде чем дети начнут применять оборудование, следует обучить их соответствующим способам и приемам: дать возможность подержать в руках, даже обыграть, затем показать способ действия. и только после этого объявлять о начале работы.

Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью. Однако плохо и обратное, когда ребенку предлагаются слишком легкие для него задания или дают «детские» инструменты, такие, которые пригодны только для самых маленьких или игрушечные и не подходят для серьезной работы.

Условием, поддерживающим у детей желание трудиться, является учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда. Этот вопрос всегда был и остается предметом дискуссий для специалистов. Нужно ли принимать во внимание интересы детей, ведь важно научить их любой труд выполнять охотно и с интересом? Ответ на этот вопрос может быть разным в зависимости от исходной методологической позиции. Если мы реализуем личностно-ориентированную модель воспитания, то учитывать интересы детей обязательно. Правда, при этом нужно показывать ребенку преимущество, которым обладает человек, умеющий многое и не отказывающийся от любого труда. Нельзя насильно заставлять ребенка работать. Тонкость воспитательных воздействий как раз и заключается в уме_ИИ педагога создавать такие условия, в которых он сам захочет работать.

Трудом нельзя наказывать. Это правило ввел еще А.С. Макаренко, но оно не утратило актуальности и сегодня.

Труд для дошкольника – полезная и важная деятельность. Она оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.


Информация о ообразовании:

Основные пути развития социальной компетентности школьников
Теоретическое исследование развития такого социально-педагогического феномена, как социальная компетентность, не может, на наш взгляд, обойтись без рассмотрения сущности понятий «компетентность» и «компетенция», и, прежде всего, без определения роли компетентностного подхода в современном образован ...

Информационные технологии и их роль в современном мире и образовании
информационный технология иностранный язык В настоящем постиндустриальном обществе роль информационных технологий чрезвычайно важна, они занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Их широкое использование в самых различных ...

Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов
Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Нет сомнений, что источником понятия о способностях является ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru