Здесь правильно говорить об осознании, актуализации, сознательном проектировании и целенаправленной реализации ценностей в процессе педагогической деятельности; о рассмотрении их в качестве фундамента образования, цели, условий для развития.
Б.Т. Лихачев фундаментально разрабатывал проблему воспитательных ценностей. Он проанализировал сущность и основное содержание категории «ценность» и выявил источники ценностей воспитательной системы. По Лихачеву ценности составляют духовную основу, базисный духовный компонент личности, определяющий сущность его внутреннего мира.
Четыре источника воспитательных ценностей:
Индивидуально-личностный – продуцирует такие ценности как воля к жизни, любви, рачительность, коллективизм, достоинство, уравновешенность, свободолюбие, уверенность в себе.
Природный – человечность, открытость, красота мира, восхищение, ответственность.
Социумный – научные, этические, эстетические , религиозные, материальные ценности.
Социально-космический – романтизм, мечта, целеустремленность, духовное величие, тайна и смысл человеческой жизни.
Сегодня рассматриваются следующие аспекты ценностного расширения содержания образования.
Познание самого себя как важнейшая составляющая образования. Познавший себя человек – гуманен (А. Маслоу). Ему принадлежит мысль: «Школа должна помочь ребенку заглянуть в самого себя и определить набор ценностей, согласующийся с его неповторимой человеческой сущностью». Познавший себя человек способен жить по-человечески в изменяющемся мире. В процессе обучения познание человеком самого себя можно организовать следующими способами:
а) соотнесение себя, процесса собственного развития с тем, что происходило в истории человечества, в судьбах конкретных людей, литературных героев и др.;
б) очеловечивание информации: любая новая информация, будучи усвоенной, ставит человека перед нравственной проблемой: жить и поступать в соответствии с полученным знанием или вопреки нему. Необходимо вслед за усвоением информации простраивать учебные ситуации, позволяющие сформироваться, проявиться осознанной нравственной позиции учащегося;
в) помощь ребенку в поиске ответа на следующие вопросы: Кто я? Как я живу? Зачем так поступаю? Чего я хочу от жизни? От себя? От других людей? Куда двигаться дальше? Чему учиться?
2. Обучение верному выбору как важный аспект содержания образования. Выработка у человека умения делать осознанный выбор в решении жизненных проблем нравственным путем.
3. Отказ от псевдопроблем (надуманных, дидактически сконструированных для обучения), концентрация образования на действительно серьезных проблемах человека и человечества.
4. Осознание прекрасных и удивительных сторон жизни как содержание образования и общая педагогическая установка.
5. Удовлетворение важнейших потребностей человека как содержание образования: в признании, самоуважении, успехе, безопасности, общении, любви и понимании.
Работа с ценностями может быть не только контекстом содержательной деятельности педагога, но, на определенных этапах, собственно содержанием его работы с детьми. Он может учить разговаривать их с собственными ценностями, осуществлять по отношению к ним такую работу как: осознание, ранжирование, изменение, формулирование, отстаивание, поддержка, сравнение. Для этого педагог задействует определенные методические приемы, конструирует определенные ситуации, обучающие детей такой непростой работе души.
Информация о ообразовании:
Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы
В конце опытно-экспериментальной работы с детьми 3А класса был проведен второй констатирующий эксперимент. На данном этапе опытно-экспериментальной работы учащимся 3А класса была предложена анкета "ЗОЖ", проводившаяся во время первого констатирующего эксперимента. Основная цель данного эт ...
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников
с ОНР
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. В 50-60-е гг. XX в.Р.Е. Левиной была разработана педагогическая классификац ...
Развитие пространственных представлений учащихся в курсе
математики начальной школы
пространственный младший школьник математика Пространственные представления и пространственное воображение ребенка являются предпосылками для формирования его пространственного мышления и обеспечиваются различными психическими процессами, такими как восприятие (первоосновой которого являются ощущен ...